Спектакль «Жанхот вожар» для школьников и студентов в рамках программы «Пушкинская карта»
1Спектакль «Жанхот вожар» для школьников и студентов в рамках программы «Пушкинская карта»
Сегодня, 3 октября в рамках реализации федеральной программы «Пушкинская карта» и в рамках культурно-образовательного проекта России «Культура для школьников» в Ингушском государственном драматическом театре имени Идриса Базоркина состоялся показ спектакля «Жанхот вожар» («Падение Жанхота») на ингушском языке для студентов и учащихся общеобразовательных школ Ингушетии, по произведению известного ингушского писателя Саида Чахкиева. Режиссер-постановщик народный артист Республики Ингушетия Иса Чахкиев.
Аннотация: Пьеса современного классика, народного писателя Ингушетии Чахкиева Саида Идрисовича «Падение Жанхота» – история жизни народа в конце 18 века, показанная через семью богача, противостоящего горному аулу противоправными действиями главы семейства и его сыновей. Ингушетия на данном историческом этапе старается выживать всеми возможными способами: дружбой с ближними соседями, торговыми договорами и решением земельных вопросов. Все это происходит в пору общей нестабильности, разобщенности общества и социального кризиса.
Знакомство с персонажами спектакля начинается с древнего языческого праздника ингушей «Посвящение в мужчины» в святилище божества Маьтсела, с обращения к высшему Богу Даьла жреца Кхарт1о – Камень в переводе с ингушского его имя, с просьбой ниспослать благодать, обилие в урожае, мирную жизнь на этой многострадальной земле. Праздник продолжается соревнованием молодых людей в силе, ловкости и смелости. Их оценивает весь аул, лучшим из лучших вручая именное оружие и молодого коня.
Жанхот на празднике держится особняком, он не подпускает к себе сельчан, брезгуя их жизнью, возносясь над ними не только самыми высокими родовыми башнями, но и богатством и роскошью, семью сыновьями и единственной любимой дочкой.
Критерий жизни Жанхота и главный принцип: «Каждый живет для себя. Мир - это дом горя, если ты не умеешь жить!». В назидание всем его сыновья грабят соседние хутора и села, порабощают жителей, угоняя их скот, забирая имущество. Сельские жители не раз обращаются к отцу семейства с просьбой прекратить подобные действия, но все усилия тщетны, Жанхот неумолим.
Сельчане сообщаются с представителями соседних братских народов, совместно с ними направляют делегацию к царю с просьбой принять под свое покровительство горские общества. Русский царь обещает свое покровительство и защиту.
Тем временем, Жанхот с сыновьями теряют бдительность, смешав ее с вседозволенностью, приводят в рабство смельчака Батыра и его друзей. Парень обещает отомстить обидчику, и через несколько дней держит свое слово, забрав в заложницы единственную дочку Жанхота Лемку, уезжает к себе домой. Братья отправляются в погоню за сестрой, но встречают жесткое сопротивление Батыра и его команды. Убив двух сыновей Жанхота, Батыр требует в обмен на сестру Нала, полюбившуюся ему Альбику, к которой сватался старший сын Жанхота, невзирая на взаимные чувства Моакхаза и красавицы Альбики. Нала идет на это преступление, ворует для Батыра свою возлюбленную, но своболюбивая Альбика, сумела обхитрить обидчиков и вырваться из плена.
Только предательство и смерть сыновей, проклятия и отказ сельчан от родства с его семьей, возвращают Жанхота к реальной действительности. В знак отречения от сына, признания своего падения, он отрубит свою правую руку и отправит ее Нала. Позже, при встрече с сыном, он убьет его прилюдно, ибо нет прощения подобному предательству. Жанхот просит прощение у сельчан, признавая свое падение в полном одиночестве, потеряв сыновей и единственную дочь, потеряв веру аульчан. И они принимают и поддерживают седобородого старца, когда-то опьяненного личным богатством и семью богатырями.
Объединенные под российским флагом, горские народы празднуют победу в финале спектакля.